Статьи

Как воспитать из щенка собаку своей мечты?

Больше всего новоиспеченному владельцу растущей собаки мешает хаос в собственной голове.
Щенок ведет себя непредсказуемо, что делать с этим непонятно, наказывать или нет, как научить
командам, что делать если…
Тем более, что какой бы не был очаровательный щенок, он еще не ваша собака. Для того, чтобы
вы привязались к нему и за счет этого стали спокойнее относиться к его проказам, требуется
время. Около 2х месяцев, не меньше. Поэтому первые 2-3 месяца для владельца щенка часто
преворащаются в постоянную борьбу с собой. От «зачем я на это подписался» до «обожаю это
мелкую козявку», от «когда же это закончится» до «он слишком быстро растет».

В этой статье я постараюсь немного облегчить это сложное время всем владельцам щенков.

Развенчиваем мифы
1. «Щенок все понимает».
Щенки это дети – но это не человеческие дети. Трехлетний ребенок уже разговаривает, а
собака не научится говорить никогда. Пятилетнему ребенку уже можно что-то запретить
словами, смысл которых он понимает. Собака никогда не сможет воспринимать наши
слова так, как другой человек, хотя способна выучить звучание множества слов и
связывать их с конкретными действиями хозяев. Чтобы запомнить слово собаке требуется
время и много повторений одной и той же связки: «гулять» - сборы на прогулку, «на» -
лакомство в руке хозяина, «сюда» - у хозяина что-то вкусное/интересное, надо бежать к
нему. Если вместо «гуляй» будет поток слов или все время разные слова, щенку будет
намного сложнее вычленить наиболее часто повторяющиеся.
2. «Щенок к 6ти месяцам должен писать только на улице».
Щенки развиваются иначе, чем человек. Когда щенок уже бегает со всех ног и отзывается
на кличку, он все еще с трудом может долго терпеть и не ходить в туалет. Простая формула
– сколько щенку месяцев, столько часов он может терпеть. 5 месяцев – 5 часов. 2 месяца –
каждые два часа, кроме сна, щенок будет писать или какать. И да, щенки не рождаются с
пониманием, что какать и писать надо на улице. Поэтому так же как с маленьким
ребенком щенка нужно «высаживать» - сначала на пеленку, потом на газон. Секрет успеха
– прогулки строго по режиму после сна/еды, когда конкретно ваш щенок чаще всего ходит
в туалет, и максимальная чистота дома. То есть если щенок написал/накакал это нужно
убрать как можно скорее, чтобы он не привыкал к запаху своих испражнений у вас дома.
Даже когда щенок уже писает на улице, это не значит, что он не может написать дома. Тут
сходство с человеческим ребенком больше – иногда «неожиданность» просто случается. И
даже 6-8 месячный щенок все еще может написать или накакать в квартире, если переест
или напьется много воды, перевозбудится или останется надолго один. Привычка ходить в
туалет на улице вырабатывается с 2,5 месяцев до 4х месяцев – поэтому выезды на дачу,
где щенок будет большую часть дня бегать по участку, скорее польза.
3. «До окончания карантина щенок должен сидеть дома»

С 2 до 5ти месяцев мозг щенка все еще активно растет, настраивает новые связи,
привыкает обрабатывать «входящую информацию» и справляться с ее объемами. Поэтому
так важно еще во время карантина выносить щенка на руках на улицу, чтобы он
знакомился с окружающим миром хотя бы с помощью зрения, слуха и обоняния. Да, не
нельзя знакомить его с чужими собаками или ставить на землю до окончания карантина
после последних прививок! Но если вообще не показывать ему мир, в котором он должен
будет вести себя как привычная ко всему и воспитанная городская собака – начало
прогулок дастся щенку очень тяжело.
По той же причине уезжать на этот период в глухую деревню – плохая идея. Там щенок
привыкнет получать довольно однообразную информацию и его мозгу будет очень
сложно адаптироваться к городским условиям в более взрослом возрасте. Не обязательно
такой щенок станет пугливым, но точно будет перевозбуждаться от обилия запахов и
звуков, чрезмерно реагировать на новое, тянуть поводок и не слушаться.
4. «Щенок быстро устает, поэтому с ним можно гулять меньше, чем со взрослой собакой»
Щенкам, как и человеческим детям, нужно постоянно познавать мир и играть во все, до
чего дотянутся. Это приводит к погромам, «убитым» вещам, бессонице хозяев. Ведь в
природе щенок попадает в логово только для сна, а все остальное время пробует на зуб
все что найдет. И если во время карантина не занимать мозг щенка играми, занятиями,
трюками, поисковыми играми – он привыкнет получать новую информацию среди вещей
хозяев, в помойке и на столах, в шкафах и ящиках. А недогулянный подросток может
буквально свести с ума неопытного владельца своей активностью и разрушительными
способностями дома.
На самом деле нет необходимости угуливать щенка до сильной усталости – его тело
устанет быстрее, чем его мозг, и даже сильно утомившийся щенок продолжит искать в
вашей квартире новенькое. Поэтому там важно начинать заниматься с щенком, играть с
ним, учить его новому буквально с первых дней, как он появился у вас.
5. «Щенка надо забирать как можно раньше, чтобы он был больше привязан к хозяевам»
В возрасте от 2 до 4х месяцев щенки очень много времени проводят в играх с собратьями.
И если забрать щенка до 2х месячного возраста единственной собакой в семье – ему будет
очень тяжело одному. Он не получит раннего и очень важного опыта общения и на первых
прогулках другие собаки будут скорее пугать его или приводить в сущее безумие от
радости. Если же взять щенка после 3-4х месячного возраста – ему будет сложно
привыкнуть и адаптироваться к новой семье, потому что он уже успел привыкнуть и
привязаться к старой.
Оптимальный возраст, чтобы забрать щенка домой – от 2х до 3х месяцев. Но щенок все
равно будет страдать от недостатка игр и внимания, поэтому да, он обязательно будет
играть и кусаться. Это нормальное поведение, но не очень приятное для людей из-за
остроты молочных зубов и неумения щенка вовремя останавливаться. И, к сожалению,
привычка кусать хозяина в игре может закрепиться очень надолго. Поэтому так важно
играть с щенками в игрушки, а не руками. Брать игрушки на веревочке и учить
преследовать их, а не руки, которые держат игрушку. Прекращать игру сразу, как стало
больно. Занимать щенка интеллектуальными играми, в которых надо не просто прыгать,
орать и кусаться, но пользоваться головой.
Это только малая часть мифов и правды о щенках. И малая часть того, чему нужно
научиться владельцу щенка, если это его первая собака. Поэтому я всегда рекомендую
прежде, чем браться за воспитание своей растущей собаки – выстроить приоритеты. Это
поможет не запутаться и не наделать ошибок.

Итак, делаем таблицу из трех колонок и пишем в левую колонку чего бы вы ОЧЕНЬ хотели,
чтобы ваш щенок делал. Например:
- ходить в туалет только на улице (или пока он маленький – строго на пеленку)
- играть в свои игрушки
- оборачиваться на кличку
- подбегать по команде «ко мне» или «сюда»
- легко отдавать любую еду/косточку/игрушку
И так далее.
А в центральную колонку пишем то, что щенок НИКОГДА не должен делать. Например:
- лазить в помойку
- кусать руки
- попрошайничать у стола
- подбирать еду с земли на улице
- тянуть поводок
- лаять по ночам
И так далее.
Скорее всего второй список окажется намного длиннее первого, и это проблема. Ведь
чтобы щенок чего-то не делал, надо научить его вести себя по другому. Поэтому дальше
мы дописываем в правой колонке, что щенок в идеале должен делать взамен действий в
центральной колонке.
Например:
«Лазить в помойку» - игнорировать помойку
«Кусать руки» - кусать игрушки, а руки только облизывать
«Попрошайничать у стола» - лежать в ногах, когда мы едим
«Подбирать еду на улице» - отворачиваться от найденной еды
«Тянуть поводок» - гулять на провисшем поводке любой длинны
«Лаять по ночам» - спать по ночам, пока не прозвенит будильник
Все люди и семьи индивидуальны, как и собаки – поэтому важно, чтобы список
составлялся всеми членами вашей семьи. И конечно, списки в разных семьях будут
отличаться друг от друга и совпадать только в своей основе. Это не страшно – у каждого
свои правила для собаки.
И вот теперь самое сложное. Нужно для первой недели выбрать только ТРИ желаемых и
ТРИ нежелаемых пункта – которые принципиально важны для всех владельцев щенка.
И начинать учить щенка альтернативному поведению в случае с нежелательным
поведением, и новому поведению в случае с желательным.
Когда вы увидите, что щенок усвоил новые правила, можно выбирать следующие три
пункта. Так вы не запутаетесь, пытаясь объять необъятное, и не запутаете щенка слишком
большим количеством непонятным пока ему правил.

Плюс вы сами привыкните соблюдать собственные правила, сделав из них ваш
собственный образ жизни с собакой.
Если вы пока не знаете – как научить собаку не подбирать еду с земли, как учить щенка
первым командам, как отучить кусать руки – вам будет проще искать информацию
постепенно.
Но в любом случае при воспитании собаки нужно соблюдать три основных правила
дрессировки:
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
- ПОСТЕПЕННОСТЬ
- ПОСТОЯНСТВО
А для щенка я бы добавила еще четвертое П:
ПОЗИТИВ
Потому что собаки любят тех, кто приносит в их жизнь больше приятного, чем
неприятного.

Даже если мы понимаем головой, что в пять месяцев щенок не способен больше, чем пять часов
терпеть до прогулки – нас все равно раздражает, когда он все еще может написать дома. Даже
когда мы точно знаем, что щенок еще не выучил команд – мы на автомате говорим ему «ко мне»,
«рядом», «стой» и потом еще добавляем «ну я же сказала, ты что не слышишь?».
Что уж говорить о тех случаях, когда щенок портит наши вещи, больно кусается, какает на ковер,
облаивает соседскую бабушку или ребенка.