Больше всего новоиспеченному владельцу растущей собаки мешает хаос в собственной голове. Щенок ведет себя непредсказуемо, что делать с этим непонятно, наказывать или нет, как научить командам, что делать если… Тем более, что какой бы не был очаровательный щенок, он еще не ваша собака. Для того, чтобы вы привязались к нему и за счет этого стали спокойнее относиться к его проказам, требуется время. Около 2х месяцев, не меньше. Поэтому первые 2-3 месяца для владельца щенка часто преворащаются в постоянную борьбу с собой. От «зачем я на это подписался» до «обожаю это мелкую козявку», от «когда же это закончится» до «он слишком быстро растет».
В этой статье я постараюсь немного облегчить это сложное время всем владельцам щенков.
Развенчиваем мифы 1. «Щенок все понимает». Щенки это дети – но это не человеческие дети. Трехлетний ребенок уже разговаривает, а собака не научится говорить никогда. Пятилетнему ребенку уже можно что-то запретить словами, смысл которых он понимает. Собака никогда не сможет воспринимать наши слова так, как другой человек, хотя способна выучить звучание множества слов и связывать их с конкретными действиями хозяев. Чтобы запомнить слово собаке требуется время и много повторений одной и той же связки: «гулять» - сборы на прогулку, «на» - лакомство в руке хозяина, «сюда» - у хозяина что-то вкусное/интересное, надо бежать к нему. Если вместо «гуляй» будет поток слов или все время разные слова, щенку будет намного сложнее вычленить наиболее часто повторяющиеся. 2. «Щенок к 6ти месяцам должен писать только на улице». Щенки развиваются иначе, чем человек. Когда щенок уже бегает со всех ног и отзывается на кличку, он все еще с трудом может долго терпеть и не ходить в туалет. Простая формула – сколько щенку месяцев, столько часов он может терпеть. 5 месяцев – 5 часов. 2 месяца – каждые два часа, кроме сна, щенок будет писать или какать. И да, щенки не рождаются с пониманием, что какать и писать надо на улице. Поэтому так же как с маленьким ребенком щенка нужно «высаживать» - сначала на пеленку, потом на газон. Секрет успеха – прогулки строго по режиму после сна/еды, когда конкретно ваш щенок чаще всего ходит в туалет, и максимальная чистота дома. То есть если щенок написал/накакал это нужно убрать как можно скорее, чтобы он не привыкал к запаху своих испражнений у вас дома. Даже когда щенок уже писает на улице, это не значит, что он не может написать дома. Тут сходство с человеческим ребенком больше – иногда «неожиданность» просто случается. И даже 6-8 месячный щенок все еще может написать или накакать в квартире, если переест или напьется много воды, перевозбудится или останется надолго один. Привычка ходить в туалет на улице вырабатывается с 2,5 месяцев до 4х месяцев – поэтому выезды на дачу, где щенок будет большую часть дня бегать по участку, скорее польза. 3. «До окончания карантина щенок должен сидеть дома»
С 2 до 5ти месяцев мозг щенка все еще активно растет, настраивает новые связи, привыкает обрабатывать «входящую информацию» и справляться с ее объемами. Поэтому так важно еще во время карантина выносить щенка на руках на улицу, чтобы он знакомился с окружающим миром хотя бы с помощью зрения, слуха и обоняния. Да, не нельзя знакомить его с чужими собаками или ставить на землю до окончания карантина после последних прививок! Но если вообще не показывать ему мир, в котором он должен будет вести себя как привычная ко всему и воспитанная городская собака – начало прогулок дастся щенку очень тяжело. По той же причине уезжать на этот период в глухую деревню – плохая идея. Там щенок привыкнет получать довольно однообразную информацию и его мозгу будет очень сложно адаптироваться к городским условиям в более взрослом возрасте. Не обязательно такой щенок станет пугливым, но точно будет перевозбуждаться от обилия запахов и звуков, чрезмерно реагировать на новое, тянуть поводок и не слушаться. 4. «Щенок быстро устает, поэтому с ним можно гулять меньше, чем со взрослой собакой» Щенкам, как и человеческим детям, нужно постоянно познавать мир и играть во все, до чего дотянутся. Это приводит к погромам, «убитым» вещам, бессонице хозяев. Ведь в природе щенок попадает в логово только для сна, а все остальное время пробует на зуб все что найдет. И если во время карантина не занимать мозг щенка играми, занятиями, трюками, поисковыми играми – он привыкнет получать новую информацию среди вещей хозяев, в помойке и на столах, в шкафах и ящиках. А недогулянный подросток может буквально свести с ума неопытного владельца своей активностью и разрушительными способностями дома. На самом деле нет необходимости угуливать щенка до сильной усталости – его тело устанет быстрее, чем его мозг, и даже сильно утомившийся щенок продолжит искать в вашей квартире новенькое. Поэтому там важно начинать заниматься с щенком, играть с ним, учить его новому буквально с первых дней, как он появился у вас. 5. «Щенка надо забирать как можно раньше, чтобы он был больше привязан к хозяевам» В возрасте от 2 до 4х месяцев щенки очень много времени проводят в играх с собратьями. И если забрать щенка до 2х месячного возраста единственной собакой в семье – ему будет очень тяжело одному. Он не получит раннего и очень важного опыта общения и на первых прогулках другие собаки будут скорее пугать его или приводить в сущее безумие от радости. Если же взять щенка после 3-4х месячного возраста – ему будет сложно привыкнуть и адаптироваться к новой семье, потому что он уже успел привыкнуть и привязаться к старой. Оптимальный возраст, чтобы забрать щенка домой – от 2х до 3х месяцев. Но щенок все равно будет страдать от недостатка игр и внимания, поэтому да, он обязательно будет играть и кусаться. Это нормальное поведение, но не очень приятное для людей из-за остроты молочных зубов и неумения щенка вовремя останавливаться. И, к сожалению, привычка кусать хозяина в игре может закрепиться очень надолго. Поэтому так важно играть с щенками в игрушки, а не руками. Брать игрушки на веревочке и учить преследовать их, а не руки, которые держат игрушку. Прекращать игру сразу, как стало больно. Занимать щенка интеллектуальными играми, в которых надо не просто прыгать, орать и кусаться, но пользоваться головой. Это только малая часть мифов и правды о щенках. И малая часть того, чему нужно научиться владельцу щенка, если это его первая собака. Поэтому я всегда рекомендую прежде, чем браться за воспитание своей растущей собаки – выстроить приоритеты. Это поможет не запутаться и не наделать ошибок.
Итак, делаем таблицу из трех колонок и пишем в левую колонку чего бы вы ОЧЕНЬ хотели, чтобы ваш щенок делал. Например: - ходить в туалет только на улице (или пока он маленький – строго на пеленку) - играть в свои игрушки - оборачиваться на кличку - подбегать по команде «ко мне» или «сюда» - легко отдавать любую еду/косточку/игрушку И так далее. А в центральную колонку пишем то, что щенок НИКОГДА не должен делать. Например: - лазить в помойку - кусать руки - попрошайничать у стола - подбирать еду с земли на улице - тянуть поводок - лаять по ночам И так далее. Скорее всего второй список окажется намного длиннее первого, и это проблема. Ведь чтобы щенок чего-то не делал, надо научить его вести себя по другому. Поэтому дальше мы дописываем в правой колонке, что щенок в идеале должен делать взамен действий в центральной колонке. Например: «Лазить в помойку» - игнорировать помойку «Кусать руки» - кусать игрушки, а руки только облизывать «Попрошайничать у стола» - лежать в ногах, когда мы едим «Подбирать еду на улице» - отворачиваться от найденной еды «Тянуть поводок» - гулять на провисшем поводке любой длинны «Лаять по ночам» - спать по ночам, пока не прозвенит будильник Все люди и семьи индивидуальны, как и собаки – поэтому важно, чтобы список составлялся всеми членами вашей семьи. И конечно, списки в разных семьях будут отличаться друг от друга и совпадать только в своей основе. Это не страшно – у каждого свои правила для собаки. И вот теперь самое сложное. Нужно для первой недели выбрать только ТРИ желаемых и ТРИ нежелаемых пункта – которые принципиально важны для всех владельцев щенка. И начинать учить щенка альтернативному поведению в случае с нежелательным поведением, и новому поведению в случае с желательным. Когда вы увидите, что щенок усвоил новые правила, можно выбирать следующие три пункта. Так вы не запутаетесь, пытаясь объять необъятное, и не запутаете щенка слишком большим количеством непонятным пока ему правил.
Плюс вы сами привыкните соблюдать собственные правила, сделав из них ваш собственный образ жизни с собакой. Если вы пока не знаете – как научить собаку не подбирать еду с земли, как учить щенка первым командам, как отучить кусать руки – вам будет проще искать информацию постепенно. Но в любом случае при воспитании собаки нужно соблюдать три основных правила дрессировки: - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - ПОСТЕПЕННОСТЬ - ПОСТОЯНСТВО А для щенка я бы добавила еще четвертое П: ПОЗИТИВ Потому что собаки любят тех, кто приносит в их жизнь больше приятного, чем неприятного.
Даже если мы понимаем головой, что в пять месяцев щенок не способен больше, чем пять часов терпеть до прогулки – нас все равно раздражает, когда он все еще может написать дома. Даже когда мы точно знаем, что щенок еще не выучил команд – мы на автомате говорим ему «ко мне», «рядом», «стой» и потом еще добавляем «ну я же сказала, ты что не слышишь?». Что уж говорить о тех случаях, когда щенок портит наши вещи, больно кусается, какает на ковер, облаивает соседскую бабушку или ребенка.